РУ БЕ EN

Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах

Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм. Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) 4-5 часов в день.
Первый этап «Подготовительный»:

  • подготовка к прогулке воспитателя;
  • одевание детей на прогулку.

Воспитатель к проведению и организации прогулки готовится так же, как и  к занятию (продумывает и планирует организацию деятельности и ее целесообразность).
Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход на участок.  Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят в помещении, выходит  с ними на  участок, остальные продолжают одеваться под  присмотром помощника воспитателя, который выводит их гулять позже. Чтобы ускорить процесс одевания, можно с трех летнего возраста использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно: снимают сандалии, ставят в шкаф; снимают шорты, кладут в шкаф; берут носки; рейтузы одевают;  берут сапоги; кофты; шапки;  затем одевают пальто. Но  и в этом случае также нужна помощь взрослых. Участие помощника воспитателя в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе. Недопустима, чтобы она в этот момент занималась другими делами, так как воспитателю сложно одному проследить за одеванием всех детей, помочь медлительным и своевременно вывести на участок всю группу.
Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и помощника воспитателя, а также развитых навыков самообслуживания у детей. Практика показывает, что время одевания составляет  8 – 12 минут, если  оно превышает 15-25 минут, значит навыки не сформированы и необходимо научить детей одеваться быстрей. Используя различные приемы: игровой, соревновательный, мотивационный, но не в коем случае не сравнения ребенка с ребенком, наказание, осуждение, оскорбление.
Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий (температура ниже 15 – 20 градусов с усиленным ветром). При небольшом дожде ее можно организовать  на веранде или под навесом. В этом случае с детьми проводят беседу, читаю, организуют спокойные игры, для которых не требуется большое пространство. Иногда длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее  не следует, решение о сокращении проведения прогулки принимает медик. В дни, когда выйти  с детьми на участок нельзя. В группе открывают с одной стороны окна или фрамуги и с тепло одетыми детьми проводят игры средней подвижность. Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья (Г.Н. Сперанский).

Чтобы длительность ежедневного пребывания детей на воздухе соответствовала  физиолого-гигиеническим рекомендациям, следует:

  • утренний прием детей проводить на участке в течение всего года;
  • проводить на участке часть физкультурных занятий;
  • четко выполнять все режимные процессы в течение дня, что позволит своевременно выходить на прогулку и обеспечить достаточную ее длительность;
  • проводить разъяснительную работу среди  родителей, о необходимости вечерних прогулок и о прогулках  в выходные дни.

Выполнение   требований возможно лишь, когда важнейшие компоненты режима проводятся методически правильно, в отведенное для них время в режиме дня, а это говорит  о хорошем общем уровне педагогической работы в дошкольном учреждении.
В течение дня в детском саду ребенок испытывает разнообразные нагрузки, связанные с необходимостью  выполнения многих требований режима и программы обучения. На самостоятельную деятельность  у дошкольника остается сравнительно мало времени. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку   детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, используя оборудование участка, игрушки и пособия, которых нет в группе, побегать.
Воспитатель планирует содержание каждой прогулки (ставит перед собой определенные педагогические  и оздоровительные задачи), делая ее целенаправленной. Согласно «Программы…» правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр, физических упражнений, наблюдений, труда, самостоятельной деятельности и др., а  эффективность реализации всех компонентов прогулки полностью зависит от воспитателя.
Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности.  Одни дети предпочитают  спокойные игры и могут ими заниматься  в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Воспитателю следует помнить, что наиболее благоприятное состояние  физиологических систем организма обеспечивается равномерной нагрузкой, сочетанием различных по интенсивности движений, в последние 8-10 минут прогулки детей лучше всего заняться спокойными играми, убрать игрушки, привести в порядок площадку.
Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в одной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры. Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь должны быть  удобна и соответствовать погоде. Необходима большая  информационно – разъяснительная работа в родителями. Одежда должна быть комфортная из натуральных тканей, при температуре от +3  до – 3  трехслойная, при температуре  от – 4 до -10 четырех слойная, при температуре воздух -11 – 15, рекомендуется зимнее пальто с четырьмя слоями одежды. Длительность прогулки сокращается при температуре ниже – 18-22 градуса.

С детьми рекомендуется проводить пешеходные переходы по территории детского сада и за пределы его.  С младшими детьми прогулка за пределы участка целесообразно проводить  примерно 1-2 раза в неделю в первую половину дня на небольшие расстояния; со старшими детьми 2 -3 раза в неделю.

Организация и проведение наблюдений.

1. Необходимо продумать организацию обстановки (объектов наблюдения, отбор и расположение объекта). Размещение детей.

2. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность.

3. Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика занятия). Характер и содержание ответов детей.

4. Включение обследовательских действий в ход наблюдения, их характер, результативность.

5. Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).

6. Проявление интереса детей в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания).

7. Индивидуальные проявления детей и индивидуальный подход к ним.

8. Использование результатов повседневных наблюдений, проводимых детьми.

Дидактическая игра.

1. Воспитательно-образовательное значение выбранной игры (какими знаниями оперировали дети в процессе игры, какие умственные операции использовали, их оценка). Что нового внесла игра в знания и умения детей?

2. Ошибки и затруднения детей, их причины (недостаток знаний, отсутствие знаний, внимания, необходимых умственных умений).

3. Приемы руководства, их действенность (способы привлечения детей, способы объяснения правил игры и игровых действий, руководство ее ходом).

Трудовая деятельность.

1. Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.

2. Организация детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа вся группа).

3. Приемы постановки и объяснения трудового задания.

4. Знания и умения, необходимые для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые на занятии.

5. Результативность трудовых действий детей, качество навыков и умений.

6. Взаимодействие детей в процессе труда.

7. Отношение к труду (с интересом, безразличное).

8. Оценка деятельности (детьми, воспитателями), ее содержание, формы.

9. Экологическая направленность труда детей.

Подвижная игра.

Подготовка воспитателя к игре (площадка, атрибуты, знание правил, слов и т.д.)

Приёмы руководства.

Индивидуальный подход в процессе игры.

Индивидуальная работа по разделам программы.

Подготовка воспитателя.

Организация обстановки.

Приёмы руководства и мотивации.

Самостоятельные творческие игры.

Организация обстановки (атрибутика).

Содержательность и разнообразие игровых навыков.

Взаимодействие детей во время игры.

Приёмы руководства, их действенность (способы привлечения детей, отговаривание игровых действий).

Интернет-ресурсы: