Обучающий семинар
« Компоненты исследовательской компетентности воспитателей дошкольного образования»
Цель: повысить профессиональный уровень воспитателей дошкольного образования посредством формирования новых знаний
Задачи: -дать понятие об исследовательской компетентности ( далее-ИК);
-изучить компоненты исследовательской компетентности;
-развивать критическое мышление педагогов;
-способствовать развитию рефлексивных, коммуникативных, аналитических знаний
План проведения
Содержание |
Методы |
Предполагаемый результат |
Вводная часть Приветствие « Я пришла с желанием узнать….» |
Заверши фразу |
Создание положительного настроя на семинар |
Основная часть 1.Введение понятия «Исследовательская компетентность» |
Т-график |
Выделение понятия, осознание , что ИК является неотъемлемой частью педагогической деятельности |
2. Компоненты исследовательской компетентности |
Составление таблицы |
Определение компонентов, совершеннствование аналитических навыков |
3. Обобщение и практическое применение знаний |
Фишбоун |
Систематизация знаний |
Заключительная часть |
Синквейн |
Получение обратной связи |
Приложение 1
Исходя из положений компетентностного подхода ИК педагога рассматривается через совокупность определенных компетенций, формирующихся, актуализирующихся и активирующихся в деятельности. С позиций компетентностного подхода воспитатель дошкольного образования – это специалист, обладающий активной исследовательской позицией, методологическими знаниями, умениями организовать исследовательскую деятельность на уровне технологии для решения профессиональных задач и развития исследовательской активности воспитанников.
На основании проведённого теоретического анализа различных авторских подходов к определению понятия, сущности, компонентного состава ИК, данную компетентность воспитателя дошкольного образования можно представить следующим образом
Приложение2
Т-график
Исследовательская компетентность –это…. |
Исследовательская компетентность–это не…. |
|
|
Приложение 3
Компоненты исследовательской компетентности воспитателя дошкольного образования
Компоненты |
Показатели |
ценностный |
аксиологический ценностное отношение к своей профессии, способность находить в осуществлении профессиональной деятельности значимый для себя смысл, возможность самоутверждения и саморазвития в профессии, любовь к детям. |
мотивационный |
мотивационный активная исследовательская позиция, развитые познавательные интересы и способности, стремление к творческой самореализации в осуществляемой профессиональной деятельности. |
теоретико-методологический |
когнитивный степень овладения профессиональными знаниями (предметными, психолого-педагогическими, методологическими) необходимыми и достаточными для осуществления исследовательской деятельности с целью решения профессиональных задач, организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников. |
технологический |
деятельностный система исследовательских умений и навыков, необходимых для осуществления исследовательской деятельности и проектирования её результатов в образовательный процесс учреждения дошкольного образования.. |
рефлексивный |
контрольно-оценочный способность к критическому анализу, осмыслению и оценке по отношению к осуществляемой профессиональной деятельности и к себе как её субъекту с целью её эффективности, высокий уровень развития мыслительных процессов, чуткость к противоречиям. |
Приложение 4
«Фишбоун»
«Фишбоун» (fishbone – рыбья кость) – это метод, основанный на осознании проблем, способов их решения и постановке образовательных задач. В основе данного метода лежит схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, которая позволяет наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа некоего объекта или явления причины возникновения проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. Развивая критическое мышление, метод «Фишбоун» учит ставить цели, видеть причинно-следственные связи между явлениями, ранжировать проблемы, формулировать выводы. Несмотря на то что разработан данный метод для решения проблем в сфере управления, экономики, улучшения качества производственных процессов, его можно адаптировать к особенностям школьного образовательного процесса и применить при формировании умений текстовой деятельности, в том числе при анализе и интерпретации художественного текста. «Рыбья кость» включает в себя четыре основных блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек.
Диалоговая площадка «Роль и место педагогического исследования в профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования»
Цель: повысить профессиональный уровень воспитателей дошкольного образования посредством формирования новых знаний
Задачи: дать понятие о педагогическом исследовании;
развивать критическое мышление педагогов;
способствовать развитию рефлексивных, коммуникативных, аналитических знаний.
План проведения
Содержание |
Методы |
Предполагаемый результат |
Вводная часть Приветствие Задание: В 1 угол станут те, кто считает, свой уровень профессионализма достаточным 2угол, кто пришел получить новые знания 3 угол, кто считает себя педагогом –исследователем 4 угол для тех, кто считает, что сегодня расширит свой кругозор, нов профессиональном плане ничего не приобретет |
Четыре угла |
Создание положительного настроя на семинар создание положительной мотивации на проведение диалога |
Основная часть 1.Введение понятия «Исследовательская деятельность педагога» |
Т-график |
Выделение понятия, осознание , что исследовательская деятельность осуществляеся всеми педагогами в разной степени |
2. Место для исследовательской деятельности в структуре работы воспитателя: -в рамках работы методического объединения; -деятельность в рамках прохождения педагогом процедуры аттестации; -исследовательская деятельность (самообразование) |
Интервью |
Определение важности самообразования для развития исследовательской компетенции, совершенствование коммуникативных навыков |
3. Этапы педагогического исследования
|
Мозговой штурм |
Педагоги все вместе выделяют этапы педагогического исследования |
Заключительная часть |
Синквейн |
Получение обратной связи |
Приложение 1
«ЧЕТЫРЕ УГЛА»
Назначение метода: «Четыре угла» реализуется в контексте всех принципов интерактивной педагогики, ведущими среди которой являются: свобода выбора, смыслотворчество, мыследеятельность; педагоги могут предложить этот метод учащимся как на занятии, так и во внеучебной работе. Как метод, он может использоваться для создания благоприятной атмосферы, установления коммуникации; актуализации знаний, отношения к ним, развития положительной познавательной мотивации; обобщения знаний и т.д.
Требования к реализации метода:
Оптимальное количество участников – до 30 человек.
Необходимое оборудование: аудитория с четырьмя углами, в которой можно свободно перемещаться участникам; четыре листа бумаги разного цвета (например, красный, жёлтый, синий, зелёный), которые с помощью скотча прикрепляются по одному в каждый угол аудитории так, чтобы их хорошо было видно всем участникам; система вопросов с вариантами ответов-выборов чего-либо, которую будет предлагать педагог участникам.
Время реализации метода – до 10 минут.
Порядок реализации метода:
Педагог показывает метод и предлагает участвовать в его реализации.
Развешивает в четыре угла аудитории по листу цветной бумаги.
Педагог знакомит участников с правилами реализации метода.
Каждому участнику предлагается ответить на вопросы и сделать тот или иной выбор. После этого необходимо пройти в тот угол (тот цвет), который соответствует сделанному выбору. Если из предлагаемых выборов-ответов ни один не устраивает, то предлагается пройти в центр аудитории. После того, как все участники сделали выбор и разошлись по четырём углам аудитории или собрались в центре аудитории, они организуют между собой коммуникацию: каждый объясняет другим в своей группе (своему углу) сделанный им выбор; обмен мнениями, аргументами в отношении выбора проводится очень оперативно (по каждому выбору – 1-2 мин
Приложение2
Т-график
Исследовательская деятельность –это…. |
Исследовательская деятельность –это не…. |
|
|
Приложение 3
ИК воспитателя дошкольного образования можно обозначить как составляющую профессиональной компетентности, представляющую собой совокупность личностных качеств (готовность и способность к исследовательской деятельности, ценностное отношение к ней, способность личностно и профессионально самореализовываться), методологических знаний, умений организовывать исследовательскую деятельность на уровне технологии для решения профессиональных задач и развития исследовательской активности воспитанников.
Исследовательская компетентность проявляется и развивается в исследовательской деятельности. Под исследовательской деятельностью педагога понимают «неотъемлемую составляющую его педагогической деятельности, обеспечивающую организацию всех других её видов, оказывающую влияние на развитие его профессиональной компетентности и выполняющую функцию средства этого развития, деятельность, направленную на формирование и развитие личности педагога как активного субъекта собственной деятельности, способного к самореализации и самоорганизации» [5]. Исследовательская деятельность в структуре педагогической деятельности тесно связана с творческой деятельностью и является её разновидностью, относится к научному типу творческой деятельности педагога, «результатом которой являются новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью». В овладении педагогическим творчеством исследовательский уровень является наивысшим, характеризуется как «личностно-самостоятельный уровень», когда педагог сам продуцирует идеи и конструирует педагогический процесс, создаёт новые способы педагогической деятельности, соответствующие его творческой индивидуальности» [4].
В деятельности творческого педагога всегда присутствует исследовательский элемент. «Именно исследовательский элемент сближает научный поиск и учебно-воспитательный процесс. Исследовательское начало оплодотворяет практическую педагогическую деятельность, а последняя способствует научному творчеству. В практической деятельности весьма сильны и существенны исследовательские элементы, роднящие её с научным поиском» (Загвязинский).
Исследователи установили взаимозависимость сформированности той или иной функции от остальных. Выяснили, что исследовательская функция связана с формированием педагогической рефлексии. «Педагог, обращаясь к литературным источникам с необходимостью разобраться в существе вопроса, действительно совершает аналитические, исследовательские действия. Поэтому, чтобы в дальнейшем рефлексировать основания и средства педагогической деятельности, следует сначала овладеть исследовательской функцией». Информационная, аналитическая, рефлексивная, развивающая и исследовательская функции находятся в ситуации взаимозависимости, а психодиагностическая функция является лишь составной частью исследовательской функции «с применением специфических методик исследования» [2].
Таким образом, исследовательская деятельность осмысливается в настоящее время как важный компонент в структуре педагогической деятельности. Являясь разновидностью творческой деятельности, деятельность исследовательская несомненно может служить эффективным средством профессионально-личностного развития педагога, в том числе воспитателя дошкольного образования.
Педагогическое исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях воспитания, обучения, образования, их структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.
Педагогические исследования могут иметь теоретический и опытно-экспериментальный характер. По направленности педагогические исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные, методические разработки и учебно-исследовательские проекты.
Результаты фундаментальных исследований составляют теоретическую основу для проведения прикладных исследований. Прикладные исследования проводятся в области частных методик и направлены на решение вопросов, связанных с педагогической практикой. Методические разработки связаны с конкретным результатом исследований, непосредственно применяемым на практике (учебные программы, учебники и учебные пособия, методические рекомендации и т. д.). Учебно-исследовательские проекты служат для формирования исследовательских умений студентов, магистрантов, аспирантов. Они формируются в виде самостоятельно разработанных методик, учебных проектов, курсовых, дипломных, магистерских и кандидатских диссертаций.
Приложение 4
Организация и проведение научно-педагогического исследования включает в себя ряд этапов
Первый этап. Определение проблемы для изучения и ее отражение в теме исследования. При выборе темы следует иметь в виду ее актуальность и соответствие требованиям науки и практики. На данном этапе определяется цель, объект, предмет и задачи исследования.
Второй этап. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, методов познания, единого замысла, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования.
Третий этап. Построение гипотезы исследования – научно обоснованного предположения, нуждающегося в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.
Четвертый этап. Составление плана исследования. Разработка методики экспериментальной работы.
Пятый этап. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.
Шестой этап. Организация и проведение формирующего эксперимента.
Седьмой этап. Анализ и оформление результатов исследования.
Восьмой этап. Выработка практических рекомендаций. Апробация полученных результатов в массовой практике.
Определение проблемы для изучения и ее отражение в теме исследования. При выборе темы следует иметь в виду ее актуальность и соответствие требованиям науки и практики. На данном этапе определяется цель, объект, предмет и задачи исследования.
Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, методов познания, единого замысла, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования.
Построение гипотезы исследования – научно обоснованного предположения, нуждающегося в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.
Составление плана исследования. Разработка методики экспериментальной работы.
Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.
Организация и проведение формирующего эксперимента.
Анализ и оформление результатов исследования.
Выработка практических рекомендаций. Апробация полученных результатов в массовой практике.
План-конспект
Семинара-практикума по решению педагогической задачи
- Вводная беседа. Примерные вопросы педагогам:
- Является ли воспитатель дошкольного образования педагогом-исследователем?
- Какими исследовательскими умениями должен обладать педагог?
- В каких ситуациях возникает необходимость проявлять исследовательскую компетентность?
- Решение педагогической ситуации.
Педагогам предлагается спроектировать решение проблемной педагогической ситуации, используя технологию исследовательской деятельности.
ШАГ 1. Читаем проблемную педагогическую ситуацию*. Определяемся с понятием «педагогическая ситуация». Предлагаем задать ведущему вопросы, позволяющие конкретизировать проблемную ситуацию, определить все возможные ее связи с другими проблемами и ситуациями.
Педагоги задавали вопросы:
- это происходит, когда ребенка забирает именно мама?
- это мальчик или девочка?
- возраст ребенка?
- эта ситуация происходит при обоих воспитателях? И т.д.
ШАГ 2. Выделяем все проблемы. Определяем главную (в процессе определяем понятие «проблема»). Воспитатели называли следующие проблемы: ребенок ведет себя вызывающе, не идет к маме; мама испытывает эмоциональный дискомфорт; педагог не знает, как поступить; другие дети наблюдают эту ситуацию (заражаются негативными эмоциями) и др. Ключевой проблемой в процессе обсуждения определили проблему, связанную с поведением девочки.
ШАГ 3. Выясняем все возможные причины возникшей проблемы (определяем понятие «причина»). Обсуждаем, как можно выяснить причины (консультация психолога, работа с источниками информации…) В литературе описаны возможные причины такого поведения детей. Среди них: ребенок испытывает стресс, ребенок испытывает недостаток внимания дома и таким образом привлекает его, ребенку очень нравится общение с детьми, поэтому он не хочет уходить и др. Обсуждаем с педагогами, как можно все эти причины проверить (можно провести наблюдение за взаимодействием родителей с ребенком, диагностическую беседу с родителями, сходить в семью, можно обратиться с запросом к педагогу-психологу о проведении диагностики эмоциональных взаимоотношений в данной семье и т.д.)
Так как у нас ситуация учебная, мы можем только предполагать возможные причины. Предполагаем, что причиной является нарушение эмоциональных отношений в семье.
ШАГ 4. Формулируем педагогическую задачу (цель). Определяем по ходу, что такое педагогическая задача. Педагоги в ходе обсуждения сформулировали цель: способствовать гармонизации эмоциональных отношений в семье.
ШАГ 5. Разрабатываем план решения педагогической задачи и реализуем его на практике.
ШАГ 6. Подведение итогов практикума. Рефлексия. Примерные вопросы:
- Можно таким способом, используя технологию исследовательской деятельности, решать различные профессиональные задачи?
- Есть ли в Вашей практике проблемные ситуации, которые требуют осмысления, анализа, решения?
- Назовите (напишите) основные этапы решения педагогической задачи.
В ходе рефлексии прозвучала фраза: «Есть смысл не останавливаться, а решать, исследовать…»
*Ситуация: «Ребенок не хочет уходить из детского сада. Когда мама его зовет, он говорит, что не наигрался. Если мама пытается его забрать, он начинает плакать, кричать…»
Примеры учебных ситуаций:
Ребенок не хочет уходить из детского сада. Когда мама его зовет, он говорит, что он не наигрался. Если мама пытается его забрать, он начинает плакать, кричать…
Мальчик трех лет очень подвижный, гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми.
Воспитатель разместил в групповом чате информацию о том, что среди групп среднего и старшего возраста проводится конкурс семейных видеороликов: «Как мы экономим воду дома». Педагог уточнил, что, у кого нет возможности снять видео, можно сделать фотоотчёт. Никто из родителей не отозвался и не принял участие в данном конкурсе. Как поступать в следующий раз, чтобы привлечь родителей к жизни сада.
Мальчик 6 лет игнорирует (не соблюдает) правила подвижных игр и игр в целом. Например, играли в игру «Выбивало», его выбили, он не сел на скамейку к детям, которых тоже выбили, а продолжал играть; либо его словит «ловишка», он также н6е покидает игру. Когда педагог обращает его внимание на то, что таковы правила игры (правила обсуждаются в начале игры), он начинает кричать, плакать и говорит: «Эта игра дурная и тупая». Но при этом, на следующем занятии он с удовольствием включается в игры, рассказывает правила игры. Но, как только проигрывает, повторяется та же ситуация (истерика).
Мальчик 6 лет игнорирует (не соблюдает) правила подвижных игр и игр в целом. Например, играли в игру «Выбивало», его выбили, он не сел на скамейку к детям, которых тоже выбили, а продолжал играть; либо его словит «ловишка», он также н6е покидает игру. Когда педагог обращает его внимание на то, что таковы правила игры (правила обсуждаются в начале игры), он начинает кричать, плакать и говорит: «Эта игра дурная и тупая». Но при этом, на следующем занятии он с удовольствием включается в игры, рассказывает правила игры. Но, как только проигрывает, повторяется та же ситуация (истерика).
Ребенок имеет особенности в развитии. Родители стремятся полностью оградить его от какой-либо самостоятельной деятельности, вместо оказания незначительной помощи для развития навыков. Рекомендации педагога слушать отказываются.
Родители много читают и используют как руководство к действию в воспитании интернет-источники не систематизируя полученные знания и не учитывая, как возрастные, так и специфические особенности детей.
Как объяснить родителям необходимость получения информации у специалистов учреждения образования?
Ребенок ведет себя агрессивно по отношению к сверстникам, не слушает взрослых угрожая побегом из сада, совершая деструктивные действия. Мама проблему не видит, а папа, в свою очередь, наказывает ребенка по всей строгости. Психолог выявила проблемы в семье.
Может ли воспитатель повлиять на ситуацию в семье?
Как скорректировать агрессивное поведение?
Ребенок часто фантазирует, наделяя предметы не характерными особенностями, сбивает с толку детей.
Как поступить воспитателю? Поощрять ли такое словотворчество?
Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние игры и гимнастику, опаздывает на занятия. На утверждение воспитателя о необходимости соблюдения распорядка дня детского сада, родители отвечают, что имеют право приводить своего ребёнка, тогда, когда им удобно.
Родители приводят ребенка в детский сад с маминым телефоном в руках. Пока они его раздевают, он с ним играет. Заводя в группу, телефон у ребенка отбирается, что вызывает у ребенка недовольство и истерику. Родители быстро уходят, чтобы не слышать слез ребенка. Ребенок кричит и просится к маме.
Воспитатель дошкольного образования старшей группы на родительском собрании затронула тему о том, как готовить детей к школе, развивая физические качества дошкольников. Мама одного из воспитанников выступила с требованием подходить избирательно к выходу на прогулку и не брать ее ребенка в холодную, ветреную погоду, так как он часто простывает. Утверждая, что педагоги не следят за тем, как одеваются дети на прогулку, так как в этом возрасте дети самостоятельно еще одеться не могут.
Мы в соцсетях: