РУ БЕ EN

Pекомендации для родителей

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЧЕМУ УЧИТЬ РЕБЁНКА?

Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывался в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить происшедшее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения.

В первые минуты чрезвычайной ситуации под действием страха, паники, в состоянии аффекта, человек действует рефлексивно, на уровне подсознания. Главная причина этого – неподготовленность, незнание мер противодействия.

Наиболее незащищённая и уязвимая часть населения – дети. Познавая окружающий мир, ребёнок попадает в ситуации, которые угрожают его жизни и жизни окружающих людей.

   Если ребёнку вовремя не дать специальных знаний и навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими им возрастными психологическими особенностями, а значит, опасно, не контролируя своё поведение. Перед нами встаёт вопрос: как и чему учить детей? Какие знания и навыки им нужно привить? Ребёнка с детских лет следует учить, управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям "можно", "надо", "нельзя". Детям надо дать необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения:

  • научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке;
  • помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;
  • развить самостоятельность и ответственность.

Ребёнок каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Накопление знаний и представлений без соответствующего руководства взрослых идёт бессистемно, поверхностно, ошибочно, болезненно. Задача педагогов и родителей – познакомить детей с нормами безопасного поведения, вооружить ребёнка нужными знаниями, сформировать необходимые знания с учётом возраста.

Первые пять-шесть лет жизни ребёнка наиболее продуктивны для получения и усвоения жизненно важной информации. Этот возраст является наиболее оптимальным для привития первичных навыков по безопасной жизнедеятельности ребёнка.

Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций недостаточно запретить ему дотрагиваться до потенциально опасных предметов или просто прятать их от него. 

Необходимо расширять представления детей об этих предметах, о несущих угрозу явлениях, ситуациях, научить их правильно пользоваться бытовыми приборами. При этом необходимо не просто информировать детей, но и учитывать эмоционально-чувственные особенности, свойственные детям определённого возраста. 

Ребятам не нравятся строгие назидания, поучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них - художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления.

НЕОБХОДИМО ТАКЖЕ ПОМНИТЬ: формирование стиля поведения ребёнка базируется на положительном примере взрослых. Дома дети, к сожалению, часто становятся свидетелями того, как родители пренебрегают простейшими правилами: оставляют без присмотра электронагревательные приборы, телевизоры, магнитофоны, компьютеры; пользуются открытым огнём (свечами, спичками) в кладовых, у костра, - не задумываясь над тем, что ребёнок запоминает их действия. Наблюдательность – это характерная черта ребёнка и, вместе с тем, своеобразный способ усвоения. Из-за отсутствия жизненного опыта дети наследуют правильные и неправильные действия старших.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

 ПОМНИТЕ: НЕВОЗМОЖНО ТРЕБОВАТЬ ОТ РЕБЁНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТОГО ИЛИ ИНОГО ПРАВИЛА, ЕСЛИ БЛИЗКИЕ ЕМУ ЛЮДИ САМИ НЕ ВСЕГДА ЕГО ВЫПОЛНЯЮТ.

ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО-ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ характерно наглядно-действенное мышление. Знакомство с окружающим миром начинается у них с ощущений и восприятий. Если в возрасте от года до двух малышам достаточно кратких указаний, таких как: нельзя, больно, произнесённых с соответствующей интонацией, то после двух лет они нуждаются в объяснении характера и смысла явления, в выделении главного и несущественного в нём.

В этом возрасте необходимо учитывать и такое важное качество, как любознательность. Она выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привести в действие. Важно также помнить, что у двухлетних детей недостаточный словарный запас. Они не могут расспросить взрослых о привлёкшем внимании предмете.

В этом возрасте можно вместе с ребёнком рассмотреть картинки, иллюстрации, побеседовать с ним о том, что на них изображено, почитать и повторить за мамой стихотворение, потешки, можно показать сказку, проинсценировать какую-нибудь ситуацию с игрушками. Во время всех этих действий ребёнок учится понимать значение слова «опасность». Всё это поможет научить его осторожности в необходимых случаях, привить ему первичные навыки безопасности. Детям этого возраста уже необходимо прививать первичные навыки пожарной безопасности: разъяснять им, почему нельзя зажигать спички, играть с ними, включать без разрешения взрослых утюг, телевизор, обогреватель. 

ОЧЕНЬ ВАЖНО ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА: не следует прятаться в шкафах, под кроватями и в других местах, так как там их могут не найти, а нужно громко звать на помощь взрослых.

Важная роль в ознакомлении малышей с первыми сведениями о дорожном движении принадлежит прогулкам. Во время прогулок с ребёнком необходимо наблюдать за движением транспорта – грузовых и легковых автомобилей, автобусов. При этом можно учить своего малыша различать и называть кабину, колёса, окна, двери машин. Ребёнка нужно познакомить со светофором, его световыми сигналами, а также пешеходным переходом. Детям необходимо разъяснить, что переходить дорогу можно только в сопровождении взрослого, держась за его руку.

Детям второго-третьего года жизни следует объяснить, в чём заключается ОПАСНОСТЬ ПРИ НЕПРАВИЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ С ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ. Дети должны знать, что за домашними животными можно только наблюдать. Трогать, гладить и брать на руки разрешается только своих питомцев.

ДЕТИ ЧЕТВЁРТОГО-ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ начинают делать первые выводы: обследуют предметы, наблюдают доступные их пониманию явления, сравнивают, устанавливают и пытаются понять причинно-следственные связи. Всё это расширяет область самостоятельной деятельности, а значит, и увеличивает степень риска. ВАЖНО продолжить знакомство детей с первичными знаниями о безопасности в быту, объяснить им, в каких случаях домашние животные могут быть опасными, расширять знания об опасности огня, воды, движущегося транспорта, общения с незнакомыми людьми.

Дети этого возраста уже не столько зависимы от взрослых, как малыши. Родители всё чаще оставляют их без присмотра, возрастное любопытство дополняется недооценкой опасности – всё это нередко приводит к пожарам. Подражая взрослым, в их отсутствии дети стараются использовать в игре спички, бытовые приборы. При этом они понимают, что делать это им запрещено. Поэтому в случае возгорания они стараются спрятать загоревшуюся книжку, игрушку или другие предметы, чтобы избежать наказания, не зовут на помощь взрослых, хотя сами не только не умеют ликвидировать небольшое возгорание в начальной стадии, но и самостоятельно спастись.

Очень важно разъяснять детям, к чему могут привести игры со спичками, бенгальскими огнями, свечами. Учить их правильному поведению в случае возникновения даже небольшого загорания: НУЖНО СРАЗУ ЖЕ БЕЖАТЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К ВЗРОСЛЫМ, НЕ СЛЕДУЕТ ПРЯТАТЬСЯ В ШКАФАХ, ПОД КРОВАТЯМИ И В ДРУГИХ МЕСТАХ, ТАК КАК МОЖНО СГОРЕТЬ ИЛИ ЗАДОХНУТЬСЯ В ДЫМУ.

В этом возрасте необходимо продолжить знакомить детей с улицей, дорогой и опасностями, которые там подстерегают. Необходимо объяснять детям, зачем люди придумали правила дорожного движения, почему их необходимо строго соблюдать и что может случиться, если все вдруг забудут об этих правилах. ВАЖНО, ЧТОБЫ ДЕТИ КАК МОЖНО РАНЬШЕ ЗНАЛИ, ЧТО НАДО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ И ОСТОРОЖНЫМИ, КОГДА ОНИ ПЕРЕХОДЯТ УЛИЦУ, ЕДУТ В ТРАНСПОРТЕ, КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ. Следует обращать внимание на движение транспорта и поведение пешеходов: пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, по правой стороне, переходить дорогу только на зелёный свет светофора или по переходам.

Детей четвёртого-пятого года жизни необходимо обучать правилам поведения на воде. Дети должны усвоить, что без взрослых подходить к водоёму, входить в него ни в коем случае нельзя. Следует объяснить, что, находясь в водоёме, даже в ванне, нельзя баловаться, так как можно поскользнуться, упасть, сильно удариться и захлебнуться.

Детям необходимо объяснять, что купаться в реке можно только в определённых местах. Входя в воду, нужно внимательно осмотреть дно, чтобы не пораниться об острые камни и осколки стекла. Ни в коем случае нельзя купаться, а тем более нырять там, где никого нет.

Очень важно в этом возрасте обучать детей правилам поведения, чтобы не потеряться, а также правильным действиям в случаях, когда они потерялись.

Прежде всего, ребёнок должен знать, что если ему разрешили играть во дворе, то он никуда оттуда не должен уходить. Нельзя также уходить с детьми, которые зовут куда-то и обещают скоро вернуться..

Ребёнку следует рассказать к кому он может обратиться за помощью, если потеряется. ВАЖНО, ЧТОБЫ РЕБЁНОК ЗНАЛ СВОЙ ДОМАШНИЙ АДРЕС.

Учитывая, что дети этого возраста уже иногда остаются дома одни или играют во дворе без взрослых, НЕОБХОДИМО ОБЪЯСНИТЬ ИМ, КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ВСТРЕЧЕ С ЧУЖИМИ ЛЮДБМИ В ЦЕЛЯХ БЕЗОПАСНОСТИ.

ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, что незнакомым людям нельзя ничего рассказывать о своей семье, называть свой адрес, с ними нельзя никуда уходить, потому что среди чужих могут быть злые люди. На все предложения нужно отвечать отказом и в случае опасности кричать: «Помогите, я не знаю этого человека!» Необходимо объяснить ребёнкучто нельзя никуда идти с незнакомым человеком даже тогда, когда тот называет его по имени и говорит, что пришёл от мамы с папой.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, какую опасность представляют газовая и электрическая плиты, кипящие вода или суп, что стоящая на плите посуда может быть горячей. Следует рассказать детям, что происходит, когда горячая жидкость попадает на кожу человека.

Ребёнку необходимо объяснить, почему ему нельзя брать лекарства из домашней аптечки, что даже сладкие шарики-витамины принесут вред здоровью, если их съесть очень много.

Детям следует объяснить, в чём заключается опасность при неправильном поведении с домашними животными. Даже добрые домашние животные могут укусить, если они заняты едой. При встрече с чужой собакой не стоит подходить к ней слишком близко, если она без хозяина. Укусить собака может и тогда, если на неё замахнуться – она подумает, что её хотят ударить; если от неё убегать, она начнёт догонять.

Наиболее доступными способами обучения детей этим правилам являются: совместное рассматривание с родителями картинок, иллюстраций, вопросы к детям, чтение детской литературы, обсуждение ситуаций, инсценировки с помощью игрушек, личный пример взрослых, наблюдения и беседы во время совместных прогулок.

ДЕТЯМ ШЕСТОГО-СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ уже свойственна большая самостоятельность, поэтому необходимо заострять их внимание на возможных опасностях, возникающих в результате той или иной самостоятельной деятельности. Ребёнок должен запомнить, какие игры могут закончится пожаром, в результате которого огонь уничтожит всё вокруг, и сами они получат сильные ожоги.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • ОГОНЬ ТАИТ В СЕБЕ БОЛЬШУЮ ОПАСНОСТЬ. ВСПЫХНУВШИЙ ПОЖАР УНИЧТОЖАЕТ ВСЁ, ЧТО МОЖЕТ ГОРЕТЬ.
  • НЕЛЬЗЯ ИГРАТЬ СО СПИЧКАМИ, ЗАЖИГАЛКАМИ, УГОЛЬКАМИ, ВКЛЮЧАТЬ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ТЕЛЕВИЗОРЫ, ЭЛЕКТРООБОГРЕВАТЕЛИ, УТЮГИ.
  • ТЕЛЕФОН ДЛЯ ВЫЗОВА ПОМОЩИ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА 101.
  • В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОГНЯ И ДЫМА НУЖНО НЕ ПРЯТАТЬСЯ В УКРОМНЫЕ МЕСТА, А ВЫЙТИ ИЗ КВАРТИРЫ, СООБЩИТЬ О ПОЖАРЕ ВЗРОСЛЫМ.

     Детей этого возраста необходимо продолжать учить правилам безопасного поведения на проезжей части улицы, перекрёстках, разъяснять значение светофоров и дорожных знаков, обозначающих пешеходные переходы, остановки общественного транспорта. Необходимо познакомить детей и с правилами перехода железнодорожных переездов. Дети должны уяснить, что поезд, как и машину, остановить сразу же невозможно. Поэтому при переходе необходимо соблюдать определённые правила.

Дети шестого-седьмого года жизни стремятся к самоутверждению и активным самостоятельным действиям. Они уже не стараются беспрекословно выполнять указания родителей. Предостережения взрослых воспринимаются ими как ограничение их свободы. Поэтому дети такого возраста в большей степени подвергаются опасности при купании в реках, озёрах, во время катания на коньках по тонкому льду. 

СЛЕДУЕТ РАЗЪЯСНЯТЬ ДЕТЯМ, почему без взрослых нельзя входить в воду, почему нельзя кататься на коньках по неокрепшему льду, почему опасно плавать на автомобильных камерах, кусках пенопласта, заплывать на глубокие места.

   ЕСЛИ ЗАПРЕТЫ БУДУТ АРГУМЕНТИРОВАНЫ, ТОГДА ДЕТИ БУДУТ ВОСПРИНИМАТЬ ИХ КАК НЕОБХОДИМОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ИЗБЕЖАНИЯ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ БЕДЫ.

ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬСЯ, А ТАКЖЕ ПРАВИЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНИ ПОТЕРЯЛИСЬ ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы дети научились запоминать ориентиры: магазин, яркая реклама, детская площадка, большое дерево и т.д.

   ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • СВОЁ ИМЯ И ФАМИЛИЮ, ДОМАШНИЙ АДРЕС.
  • НОМЕР И АДРЕС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КОТОРОЕ ПОСЕЩАЮТ.
  • КАК НУЖНО ВЕСТИ СЕБЯ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬСЯ.
  • К КОМУ МОЖНО ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ, ЕСЛИ ПОТЕРЯЛСЯ.

При обучении детей шестого-седьмого года жизни правилам поведения с незнакомыми людьми необходимо напоминать, ЧТО ВО ДВОРЕ, НА УЛИЦЕ НЕЛЬЗЯ ДОВЕРЯТЬ НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ, НЕЛЬЗЯ САДИТЬСЯ С НИМИ В МАШИНУ ИЛИ УХОДИТЬ С НИМИ КУДА-ЛИБО. ДЕТЯМ НАДО ОБЪЯСНИТЬ, почему нельзя открывать дверь в свою квартиру незнакомым людям, даже если они называют себя врачом, сантехником, электриком, просто знакомым папы или мамы. Стоящий за дверью человек может быть преступником. В ответ на его любую просьбу ребёнок либо не отвечает совсем, либо просит позвонить соседям или прийти позже. Если в доме есть телефон, то в отсутствии взрослых трубку лучше не поднимать. Если же ребёнок ожидает сообщения от мамы с папой, то он должен отвечать, что родители заняты и подойти к телефону не могут, но он может передать, кому необходимо позвонить. Кроме того, ребёнок должен понимать, что ему ни под каким предлогом нельзя выходить из квартиры, если это предлагает чужой человек.

     Детям шестого-седьмого года жизни ИНТЕРЕСНО И ПОЛЕЗНО БУДЕТ УЗНАТЬ О НОВОГОДНИХ ПЕТАРДАХ. Они должны уяснить, что зажигать их могут только взрослые.

     Немалую опасность представляют и зимние горки, неосторожное катание с которых может привести к травмам. ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ СТАЛКИВАТЬ ДРУГ ДРУГА ВНИЗ, МЕШАТЬ СЪЕЗЖАТЬ ДРУГИМ, ВЫЕЗЖАТЬ НА ДОРОГУ.

НЕ СЛЕДУЕТ ЗАЛЕЗАТЬ НА ЗАБОРЫ, ДЕРЕВЬЯ, БАЛОВАТЬСЯ НА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК.

   НЕОБХОДИМО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ, ЧТО САМИМ БРАТЬ ЛЮБЫЕ ЛЕКАРСТВА НЕЛЬЗЯ. ДЕТЯМ НУЖНО РАССКАЗАТЬ, ЧТО, ВЫПИВ НЕ ТУ ТАБЛЕТКУ ИЛИ ПРЕВЫСИВ ДОЗУ, МОЖНО ОТРАВИТЬСЯ.

   Детей этого возраста необходимо продолжать обучать безопасному общению с животными. ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ОБЪЯСНЯТЬ, ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ДРАЗНИТЬ СОБАК, НАУЧИТЬ ИХ, КАК ДЕЙСТВОВАТЬ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ НЕЗНАКОМАЯ СОБАКА ПРЕГРАЖДАЕТ ПУТЬ ДОМОЙ ИЛИ ВЕДЁТ СЕБЯ ЗЛОБНО. ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЧТО СОБАКА ВСЕГДА ЗАЩИЩАЕТ СВОЕГО ХОЗЯИНА. ПОЭТОМУ ПОДХОДИТЬ К ЧУЖИМ СОБАКАМ НЕ НУЖНО. Если навстречу идёт человек с собакой, лучше остановиться и пропустить их.

   НУЖНО НАУЧИТЬ РЕБЁНКА, ЧТО ЕСЛИ СОБАКА СОБЬЁТ ЕГО С НОГ, НУЖНО УПАСТЬ НА ЖИВОТ, РУКАМИ ЗАКРЫТЬ ШЕЮ.

   Дети этого возраста часто играют самостоятельно во дворе дома. В таких случаях возрастает опасность встречи с бродячими собаками. РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО БРАТЬ ИХ НА РУКИ НЕЛЬЗЯ И КОРМИТЬ С РУК ТОЖЕ.

   Многие дети ходят с взрослыми в лес. НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ОНИ ЗНАЛИ, КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ВСТРЕЧЕ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ. Увидев змею, лучше быстро отступить, не делая при этом резких движений. Зайцы и ежи безобидны. А волки и рыси водятся в гуще леса, куда посетители леса обычно не ходят.

   ДЛЯ ДЕТЕЙ ЭТОГО ВОЗРАСТА ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ, В ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ, РАЗЪЯСНИТЬ ОПАСНОСТЬ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, НО И ОТРАБОТАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ, ОЗНАКОМИТЬСЯ С РАБОТОЙ СЛУЖБ 101, 102, 103, 104.

         УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!! ПОМНИТЕ, ЧТО МЫ С ВАМИ В ОТВЕТЕ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНЬ НАШИХ ДЕТЕЙ.

Интернет-ресурсы: